ИМЗ-НАМИ-а50 «Белка»

ИМЗ-НАМИ-а50 «Белка»

Сообщение azza » 18 авг 2017, 10:22

ИМЗ-НАМИ-а50 «Белка»
Изображение
После Великой отечественной войны возникла насущная потребность в недорогом и компактном автомобиле, который бы стал надёжным транспортным средством в первую очередь для ветеранов войны, а так же для многодетных семей. Проекты такой машины разрабатывались на многих автомобильных и мотоциклетных заводах сразу же после войны и вплоть до конца пятидесятых годов прошлого века.

Не стал здесь исключением и Ирбитский мотоциклетный завод, где вдохновителем проекта создания автомобиля для инвалидов войны стал заместитель главного конструктора завода Федор Александрович Реппих. Так как конструкторский коллектив завода самостоятельно не мог справиться с такой сложной задачей как проектирование нового автомобиля, Реппих обратился в НАМИ, обладающий необходимым количеством опытных автомобилистов-конструкторов. В результате была создана совместная группа по проектированию совершенно нового автомобиля, в которую вошли Ю.А.Долматовский, В.А.Арямов, К.В.Зейванг, К.В.Корзинкин, А.Е.Оксентьевич и другие специалисты института.

В качестве основы для будущей машины выбрали вагонную компоновку. В.А.Арямов охарактеризовал идею будущей «Белки» формулой «5х5». Планировалось установить на неё пять сидений для пассажиров и водителя, обеспечить автомобилю возможность перевозки груза весом 500 килограмм, добиться расхода топлива 5 литров на 100 километров запаса, хода в 500 километров. В качестве двигателя разработчики собирались использовать мотор объёмом 500 кубических сантиметров.

Однако, различные проблемы технического и организационного характера внесли свои коррективы в планы группы разработчиков. Так вместо оригинального мотора, который должны были разработать инженеры НАМИ, пришлось использовать серийный оппозитный двигатель от мотоцикла М-72 мощностью 23 лошадиной силы и объёмом 750 кубов. Расположили его сзади, что заставило конструкторов использовать принудительное воздушное, а не жидкостное охлаждение. В качестве тормозов они взяли гидравлические тормоза от мотоцикла, чего первоначальный проект так же не предусматривал. Первые три образца-прототипа использовали в качестве трансмиссии модернизированную трёхступенчатую от «Москвича-401». Четвёртый же экземпляр получил уже оригинальную коробку передач, созданную инженерами НАМИ

Автомобиль получился достаточно компактным, так его габариты составляли следующую формулу: 3324 х 1500 х 1450 миллиметров, при этом его колёсная база равнялась 1 570 миллиметрам. Весила «Белка» 640 килограмм, а максимальная её скорость достигала 80км/ч.
Изображение
Внешне автомобиль смотрелся очень интересно, так как конструкторы расположили двигатель в кузове сзади, а посадка в салон производилась при помощи откидывающейся вперёд его передней стенки. При этом перемещалась часть крыши и рулевая колонка. Такая же схема, кстати, была использована на таких интересных автомобилях как Zundapp Janus и BMW Izetta. Однако она имела существенный недостаток – плохую герметичность двери, что особенно проявлялось при движении во время дождя. Попасть же на заднее сиденье можно было только через боковую дверь, находящуюся на правом борту автомобиля. В целом же дизайн машины оказался очень необычным для того времени и полностью вписывался в концепцию разработки новых, авангардных автомобилей послевоенного времени которая господствовала в то время.

Такая оригинальность дизайна кузова объясняется ещё и тем, что инженеры объединённой конструкторской группы хотели как можно полнее использовать внутренне пространство автомобиля. Для этого пришлось использовать множество нестандартных ходов. Так заднее сиденье на два места пришлось разместить над задним мостом, что позволило получить большое пространство как для водителя, так и для пассажира. Кроме того, для улучшении маневренности применили малогабаритные шины размером 5,00-10”, а конструкцию колёсных дисков использовали от мотоколяски С-1Л.
Изображение
Помимо автомобиля с закрытым кузовом был сделан так называемый сельскохозяйственный вариант без дверей и с тентовым верхом. Два поздних образца «Белки» имели панели кузова из стеклопластика, работу с которым в то время осваивали в «НАМИ»
Изображение
azza
Эксперт
 
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 19:09

Вернуться в Наше, Советское!

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2