НАМИ-013 «Чита»

НАМИ-013 «Чита»

Сообщение azza » 18 авг 2017, 07:44

НАМИ-013 «Чита»
Изображение
НАМИ-013 является самой первой попыткой советского автомобилестроения создать автомобиль распространённой в то время в мире вагонной компоновки. Именно на этом авангардном по своему дизайну и конструкции автомобиле была впервые в стране была установлена гидромеханическая коробка передач, а так же тринадцатидюймовые колеса, не имеющие дисков, что было весьма необычно для машин 50-х годов прошлого века.

Создана была необычная машина коллективом дизайнеров и конструкторов Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института – НАМИ в 1950 году. В него вошли В. И. Арямов Ю. А. Долматовский, К. В. Зейванг. Автомобиль получился прорывным как по дизайну, так и по конструктивной его составляющей. На нём были применены оригинальные, не характерные для того послевоенного времени решения. Например, инженеры НАМИ применили на прототипе двигатель, оснащённый верхними и нижними выпускными клапанами; установили его сзади; оснастили машину оригинальной автоматической трансмиссией собственного производства НАМИ-ДК; применили независимую пружинную подвеску, а так же бездисковые колёса. НАМИ-013 получил три ряда сидений, при этом несущую функцию выполнял кузов, а не рама как на большинстве автомобилей того времени. Даже западные автопроизводители не могли похвастаться наличием такой разработки.
Изображение
Творческий коллектив повёл свою работу в двух направлениях: «проектирование экспериментального обтекаемого кузова» и «самоходная платформа для испытания перспективных агрегатов». Первое направление возглавлял Ю. А. Долматовский. Его группа создала настолько необычный проект, что от него отказались сразу же. Дело в том, что никто не знал, как в принципе должен был выглядеть автомобиль вагонной конструкции на шесть пассажиров, и новые идеи, выдвигаемые дизайнерами и конструкторами, старались совмещать со старыми, проверенными временем технологическими решениями.

В работу был взят второй вариант автомобиля. На него была установлена разработанная в институте оригинальная гидромеханическая коробка передач. Её использование было обусловлено тем, что при вагонном типе компоновки место водителя располагалось далеко за передними колёсами, при этом трансмиссия и двигатель были установлены за задней осью. В таких условиях работа механической коробки передач была практически невозможна, так как обширная длинна тяг препятствовала бы нормальному переключению скоростей. Первая же отечественная автоматическая коробка передач сняла эту проблему.

В связи с тем, что НАМИ-013 изначально проектировался как «автомобиль будущего» при работе над ним конструкторов постоянно подстерегал целый ряд проблем, которые приходилось решать в аварийном порядке. Так, к примеру, после изготовления и монтажа кузова автомобиля на шасси, выяснилось, что из-за заднего типа размещения двигателя он постоянно перегревается. Что бы решить этот вопрос пришлось после «мозгового штурма» изготовить из половинок разрезанного бидона «уши», которые приваренные к бокам машины увеличили приток воздуха к двигателю и сняли вопрос с его перегревом. Позже использовали более капитальное техническое решение: в переднем бампере автомобиля проделали отверстия, через которые воздух по охлаждающим трубкам шёл вдоль всего кузова непосредственно к двигателю.

В целом, после изготовления кузова экспериментального автомобиля в 1951 году, а так же проведения работ по испытанию НАМИ-013 и исправлению выявленных в результате этого недоработок, инженеры института к 1952 году выполнили 95,0 % работ над проектом. А впервые прототип, представлявший собой фактически ещё кузовной каркас, выехал из ворот сборочного цеха 4 декабря 1950 года.

Автомобиль после испытаний неоднократно переживал доработки, в результате которых инженеры меняли целые агрегаты и детали кузова. А дизайн машины с 1949 по 1953 год менялся трижды
Изображение
К сожалению этой перспективной, авангардной и прорывной модели, которая содержала в своей конструкции громадное количество уникальных на тот момент инженерно-технических решений, было не суждено отправиться в серийное производство. НАМИ-013 так и остался экспериментальным аппаратом, на котором конструкторы испытывали и отрабатывали различные инженерно-технические решения.

Возможно, именно сложность и уникальность конструкции и не позволили запустить машину в промышленное производства не смотря даже на такие несомненные плюсы, как малошумность и экономичность двигателя, просторный салон и редкую маневренность.

Вообще в 50-е годы прошлого века все разработанные в разных странах мира автомобили «вагонной» компоновки не были запущенны в производство, и дальнейшее развитие их было прекращено из-за непродуманности конструкции кузова и отсутствия технической возможности такую конструкцию создать. Наработанный опыт при создании подобных экспериментальных образцов в своей дальнейшей работе использовали конструкторы из Западной Германии, Англии, США. В нашей стране «вагонные» кузова использовались при создании экспериментального автомобиля «Белка», микроавтобусах высокой проходимости «УАЗ». Некоторые узлы и агрегаты были применены для установки на автобусах «ПАЗ».
Изображение
Что же касается НАМИ-013 то изготовленный единственный экземпляр авангардного автомобиля после проведения всех испытаний и экспериментов был порезан на части и сдан на лом

Технические характеристики НАМИ-013
Год постройки 1950
колесная формула 4*2
число мест 6
двигатель:
Число цилиндров 4
Рабочий объем 2111 см5
Мощность 63,5 л. с. при 4100 об/мин
число передач 2
размер шин 6,00—13
длина 5020 мм
ширина 1880 мм
высота 1650 мм

база 2580 мм
снаряженная масса 1782 кг
скорость 113 км/ч;
время разгона с места до 100 км/ч 50 с.
azza
Эксперт
 
Сообщения: 4240
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 19:09

Вернуться в Наше, Советское!

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron